Персональный сайт Загарских Дарьи Александровны

педагога-психолога

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №84"

 

??????? ???????????? ?????????

 

  Важным компонентом профессиональной деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения является оформление  документации. Документация сопровождает каждое направление работы психолога от коррекционно – диагностической и консультативной, до профилактической и просветительской.

      Документация, прежде всего, вводится в целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, для педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях.

Перечень необходимой документации:

1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

2. Журнал учета проведенной работы (диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, организационно-методической, экспертной, социально-диспетчерский).

3. Календарный план на месяц.

4. Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Помимо перечня необходимой документации, перечисленной выше, считаем нужным остановиться на описании рабочих материалов педагога-психолога, которые на наш взгляд, должны присутствовать обязательно у каждого педагога – психолога, работающего в образовательном учреждении.

Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, подгруппой детей, целой группой, воспитателем, родителями и др.

Основной формой этой документации является психологическая карта (ребенка, группы, воспитателя – в зависимости от проблемы).

 Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы.

 Данные о рекомендациях, даваемых воспитателям и родителям.

 Название коррекционных и развивающих программ, которые использовались для работы.

 Письменные заключения, предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т.п.

    В течение двух  лет я разрабатывала различные формы протоколов, это было связано с тем, что комплект нормативной документации ни у кого из специалистов не вызывает вопросов, так как это стандартные документы в системе образования, а вот вопросы, связанные со специальной документацией, появляются практически у всех педагогов – психологов. Именно эта документация обеспечивает содержательную и процессуальную стороны их профессиональной деятельности. На данный момент каждый специалист старается оформить эту документацию самостоятельно, используя имеющиеся у него готовые бланки или создает свои, опираясь на образцы в психологической литературе и методических журналах для педагогов-психологов.

     Качество оформления таких документов, как: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных бесед, интервью и др., часто зависят от уровня профессионализма, качества полученного образования и опыта работы каждого, отдельно взятого, специалиста.

   При передаче заполненного бланка другому специалисту возникают сложности в понимании того, что фиксировал первый специалист. Такие случаи бывают, когда происходит смена кадров в образовательном учреждении или когда те или иные заключения, справки, характеристики требуется предоставить коллегам в комиссии, экспертизы. 

Правильное оформление бланков важно потому что, в практической психологии, это учёт результатов обследования. Бланк ассоциируется с первичными документами, которые не может не вести опытный специалист.

     Бланк - вид полиграфической продукции, представленный в виде стандартного бумажного листа формата А4, с воспроизведенной на нем постоянной информацией и местом, отведенным для переменной информации. Бланк предназначен для последующего заполнения, с этой целью на нем имеются пустые места (поля), для последующего внесения информации (вручную, на печатной машине, на компьютере).

Бланки, которые создаются  с целью удобства применения в работе, на них фиксируются ответы,  высказывания ребенка, его поведение во время обследования. Такие бланки не распространяются дальше учебного заведения.

Конечно, для разных методик, в зависимости от возраста ребенка и поступившего запроса, бланки могут быть разные, но есть диагностические методики планового характера, такие как: диагностика готовности ребенка к школьному обучению; определение уровня тревожности и др. В диагностике детей дошкольного возраста большая роль отводиться проективным, рисуночным методикам. Для них в методических пособиях вообще не предусмотрены бланки, поэтому приходиться записывать результаты просто на листе бумаги. Многие психологи озадачены данной проблемой.

    В перечне рабочей  документации психолога ДОУ такие документы как: заключения,  и протоколы обследований являются закрытыми для “посторонних глаз”, но это не значит, что  качество их заполнения должно страдать.

Правильное ведение протоколов, использование бланков облегчает ведение документации, фиксирование результатов:

    Бланк имеет эстетичный вид;

    Бланк структурирован;

    Имеется название методики и необходимые вопросы для ее проведения;

    Имеются критерии оценки полученных результатов;

    Бланк экономит силы и время педагога – психолога;

   Бланк удобен при проведении диагностики, прост в применении;

    Фиксация результатов происходит непосредственно во время диагностического обследования;

    Использование бланка повышает уровень профессиональной компетенции педагога – психолога.

  Бланки могут быть использованы только в помощь педагогу – психологу. Они не могут заменить собой основную методическую литературу, тесты и методики, которыми педагог – психолог должен владеть и знать как их применять.

Работая в ДОУ, испытываю необходимость облегчить проведение диагностических обследования, фиксации результатов, так как от качества оформления протокола зависит правильная интерпретация результатов.  

Ниже перечислена подборка бланков, которыми я пользуюсь в повседневной работе при проведении обследования.  Те или иные бланки применяются в зависимости от времени учебного года:

     Бланки, заполняемые в период адаптации детей:

     Бланк адаптации ребенка к условиям ДОУ;

    Сводная таблица по результатам анализа адаптации вновь пришедших детей;

     Протокол наблюдения на этапе кратковременного пребывания детей в группе;

    Протокол выявления детей "группы риска", по методу А.А. Романова.

    Бланки, заполняемые в период диагностики детей на начало учебного года:

    Бланк протокола результатов по группе методик определения готовности к школе;

    Бланк на готовность ребенка к школьному обучению для группы (со следующими методиками: 10 слов, "Узнавание фигур", "4 лишний", "Последовательность событий", "корректурная проба",  "внутренняя позиция школьника").

    Бланки, заполняемые в течение учебного года:

    Запись на консультацию к педагогу-психологу;

    Психологическая карта ребенка;

    Журнал учёта ежедневной работы педагога-психолога;

    Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста;

    Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Лесенка”;

    Бланк результатов диагностики ребёнка по тесту «Кактус»;

    Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Рисунок человека”;

    Бланк результатов диагностики ребенка по тесту “Рисунок семьи”.

 Таким образом, грамотное оформление бланков и протоколов диагностических обследований, использование их в работе оптимальный вариант для всех психологов, работающих в дошкольном образовательном учреждении.

 

 

 

 

                                                                                                                              

                                                                                     

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»