Персональный сайт Загарских Дарьи Александровны

педагога-психолога

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №84"

 

??????-???????????? ????????????

  

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЗКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МБДОУ «ДСКВ №84» 

В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ" 

 

Выступление на  научно-практической конференции "Актуальные вопросы образования: теория и практика",

12-15 марта 2012 года, г. Усть-Илимск

    

 

В последнее время наблюдается рост числа детей с тяжелыми нарушениями речи. Специалисты и родители должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

 Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО.

Коррекционно-развивающая работа призвана обеспечить специальные условия обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса. Основная функция психологической службы в доу - это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Особенно важна роль психологической службы в организации работы с детьми, имеющими нарушения речи.

У воспитанников с ОНР отмечаются  недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Так же наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивность. Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, то есть воспитанники осознают свои недостатки, что приводит к дефициту речевого общения, что способствует появлению аффективных реакций на исполнение словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость.

Учитывая вышеназванные особенности развития познавательного, речевого и эмоционального развития детей с ОНР мной выделены следующие коррекционные задачи в речевой группе:

• развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления – высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью;

   развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

• развитие коммуникативных функций, а так же эмоционально-волевой сферы.

Коррекция познавательных процессов и мелкой моторики проводится на индивидуальных и групповых занятиях. Частота развивающих занятий обычно составляет 1-3 раза в неделю в зависимости от потребностей ребенка.

В процессе развития познавательных процессов нами используется широкий спектр разнообразных упражнений, направленных на развитие внимания, пространственного восприятия, словесно-логического мышления, речи. Например, «Что слышно?», «Что не так?», «Отгадай загадку- найди отгадку», «Третий, Четвёртый лишний», «Назови ласково», «Запомни ряд». Особенно нравятся дошкольникам упражнения с  использованием красочно-иллюстрированного альбома «Лепим-нелепицы». Благодаря такому альбому у ребёнка развивается не только мышление и речь, но и слуховое и зрительное внимание.

Использование физкультминуток способствует  комплексному развитию общей и мелкой моторики, улучшают координацию движения и слова.

Упражнения на релаксацию проводятся в середине или в конце занятия, в зависимости от настроения ребёнка и характера упражнений.

Ребёнку предлагается, сидя на своем месте за столом, положить голову на стол (на руки) и закрыть глаза или лечь на спину на ковер, вытянуть руки вдоль туловища ладонями вниз, закрыть глаза и представить себя летящим на мягком, пушистом облаке (на лесной полянке, на лугу, на берегу моря), которое качает и баюкает ласково, как мама, ветерок, нежно шевелит волосы и гладит по голове, по щекам. Упражнение заканчивается словами: «Но вот подул прохладный ветерок, и нам захотелось вернуться на землю».

В организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи включены такие техники, как пескотерапия, арттерапия, использование  в работе сухого бассейна, наполнением которого служит фасоль, горох и мелкие игрушки. Использование сухого бассейна особенно актуально для логопедической группы. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, Б.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития мною применятся игры «Отгадай загадку – найди отгадку», «Ищи безостановочно», «Что изменилось?». Применение таких игр способствует не только развитию мелкой моторики, но и создаёт и поддерживает интерес у воспитанников к занятиям.

Практически все дети логопедических групп требуют к себе повышенного внимания в силу вышеперечисленных особенностей. Дело в том, что результат коррекционной работы зависит не от количества отработанных часов, а от систематичности занятий.

Необходимо рассмотреть организацию системной коррекционной работы с детьми логопедических групп и о распределении функций между специалистами. Коррекционная работа строится на основе системы взаимодействия специалистов МБДОУ «ДСКВ №84».

  В основе планирования занятий с детьми с ОНР лежат тематический и концентрический принципы.

Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы.

Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится психологом, логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.

  Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 27 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа- концентрированное изучение темы( в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание  в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Создание системы взаимодействия специалистов доу в работе над лексическими темами позволило создать преемственность в работе внутри педагогического коллектива.

Для того, чтобы закрепить положительную динамику и «кратковременные» результаты в развитии познавательной сферы детей перешли в «долгосрочные» проводится консультация для родителей и воспитателей, чтобы они смогли с учётом этих рекомендаций самостоятельно проводить коррекционную работу. Воспитатели постоянно пополняют, уточняют и активизируют словарный запас воспитанников, развивают познавательную сферу в процессе всех режимных моментов (во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей).

Преемственность в работе педагога-психолога и учителя-логопеда, музыкального руководители и инструктора по ФКб заключается в единстве тематического планирования коррекционных занятий.

Взаимодополняемость позиций специалистов в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их во всех направлениях работы следует рассматривать как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в учреждении.

Обследование детей логопедических групп показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, навыки конструктивной деятельности. Это подтверждают как результаты логопедического обследования, так и результаты диагностики педагога-психолога. Педагог-психолог и учитель-логопед дают рекомендации по коррекции познавательной и речевой деятельности у каждого ребенка, и на основе изучаемой лексической темы предлагает детям специально подобранные логические задания. Таким образом, формируются устойчивое внимание, его переключение и распределение, обогащается чувственный опыт, развиваются все виды восприятия, в том числе и фонематическое. Все это служит базой для формирования мышления и речи.

Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому уделяется серьезное внимание физической культуре, закреплению с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторных навыков, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.

Благодаря созданию системы взаимодействия специалистов МБДОУ "ДСКВ №84" коррекционная работа осуществляется систематически и регурно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями.

 

                                                                                                                                     

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»