Персональный сайт Загарских Дарьи Александровны

педагога-психолога

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №84"

 

?????????? ????????? ???????? ? ???????

     В 2012-2013 учебном году   разработала  комбинаторную программу "Комплексно-тематическое

планирование психологического сопровождения коррекционно-развивающих занятий с детьми логопедической группы (старший дошкольный возраст)". Программа рецензирована доктором психологических наук, профессором ФГБОУ ВПО "БрГУ" Фалуниной Еленой Валсильевной.

                                     

Цель данной программы является развитие познавательных процессов и речи путём использования игр малой подвижности, пальчиковых игр, дидактических игр и игровых упражнений.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1.           Развитие внимания, памяти, мышления, воображения речь и другие психические процессы;

     2.           Воспитывать у детей стремление к познанию;

    3.           Поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребёнка.

   4.           Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми.

Педагогические принципы:

- Наглядности проведения занятий (использование схематичных изображений, рисунков);

- Систематичности, последовательности, комплексности (последовательное усложнение заданий, систематический контроль за результатами процесса, планирование занятий, взаимосвязь отдельных структурных компонентов занятия между собой).

- Прочности усвоения материала (закрепление навыка правильной речи, систематичность ранее изученного).

- Принцип стимулирования активности и инициативы детей в процессе получения новых знаний.

                           Психологические принципы:

-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации и проведении занятия.

-Учёт объективной и субъективной сложности материала занятий (объём, разнообразие, эмоциональная насыщенность);

- Ориентация на позитивные изменения в личности и группе (направленность на положительные качества детей, использование положительных приёмов, формирование уверенности в своих силах, создание ситуации успеха);

- Психологического комфорта и присутствия атмосферы доверия на занятиях.

 Методы реализации программы: беседа, игры малой подвижности, пальчиковые игры, дидактические и игровые упражнения.

     Контингент: дети 5-7 лет, имеющие общее недоразвитие речи.

 В дошкольном возрасте интенсивно развиваются психические функции и свойства личности, совершенствуется двигательная сфера, данный период имеет большое значение для развития личности ребёнка в целом.

Исследователями в современной специальной дошкольной педагогики и психологии доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей нарушений развития.

Развитие интеллекта ребёнка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нём рука об руку идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, зрительно-моторная координация.

 Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Для любой деятельности ребёнка важно не только понимать значение слов, но и употреблять их в речи, нужно уметь спрашивать, отвечать, рассказывать.

Восприятие является зеркалом, отражающим действительность в сознании человека. В основе восприятия лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предметов.

Внимание необходимо для того, чтобы вовремя решения упражнений, заданий уметь сосредоточиться на работе, распределять внимание между несколькими видами деятельности, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Память можно назвать шкатулкой, в которой сохраняется наше прошлое для нашего будущего. Любая деятельность человека основана на том, что образ воспринятого сохраняется хотя бы на несколько секунд. Память помогает сохранять, преобразовывать и воспроизводить полученную информацию.

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование участвуют в сознательной деятельности человека. Мышление можно назвать «процессором нашего сознания».

В настоящее время из-за воздействия неблагоприятных  внешних и внутренних факторов, а также условий окружающей среды, речевого окружения отмечается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения, наиболее часто в дошкольном возрасте проявляется общее недоразвитие речи (ОНР).

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно сказывается на всем психическом развитии ребёнка, отражаются на его деятельности, поведении.

Так, у старших дошкольников с общим недоразвитием речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, недостаточна устойчивость внимания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Актуальность составления программы развития познавательных способностей у детей с общим недоразвитием речи связана с возрастающими требованиями к получению детьми знаний, подготовке их к дальнейшему обучению, а так же связана с необходимостью преодоления общего недоразвития речи на основе формирования психических процессов и повышения их продуктивности.  По данным физиологов, психологов, педагогов старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для активного развития речи и познавательных способностей. В этом возрасте активно развиваются все психические процессы, которые лежат в основе успешного обучения и усвоения учебной программы в будущем. Дошкольник физиологически готов к развивающему обучению.

Успешность речевого развития ребёнка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребёнка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Целенаправленное развитие внимания и памяти  положительно сказывается на коррекции речевого нарушения в целом.

Ребёнок дошкольного возраста строит свои взаимоотношения с миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других – подчиняется, в третьих – осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми.

Применение комплексно-игрового метода, используемого в программе позволяет активизировать речь и познавательные процессы детей, а  так же соответствует детским психофизиологическим данным, так как в игре реализуются потенциальные возможности детей.

Особое место занимает игра малой подвижности и пальчиковая гимнастика. А.Л. Сиротюк утверждает, что движение для ребёнка обеспечивает целостность его умственного развития. Это объясняется взаимосвязью двигательных мозговых центров и центров, отвечающих за мыслительную деятельность. Через движение можно развивать все психические процессы, а так же речевые функции.

Новизна данной коррекционно-развивающей программы заключается в том, что она соответствует ФГОС, так как в ней есть задания, направленные на формирование познавательных УУД, а именно: развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление аналогий, а так же она направлена на формирование предпосылок учебной деятельности. Кроме того, новизна программы заключается в том, что на коррекционно-развивающих занятиях с детьми используются мультимедийные презентации, направленные на формирование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.  В зависимости от темы недели в занятия включены 1-2 задания с использованием мультимедийных презентаций («Запомни последовательность», «Четвёртый лишний», «Чего не хватает», «Найди пару»).  Использование мультимедиапрезентаций оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

В нашем ДОУ построение образовательного процесса строится с учётом комплексно-тематического планирования по лексическим темам, но количество лексических тем в соответствии с ООПДО шире, чем в большинстве существующих программ. Поэтому мной была разработана программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Комплексно-тематическое планирование психологического сопровождения коррекционно-развивающих занятий с детьми логопедической группы (старший дошкольный возраст)».

Данная коррекционно-развивающая программа разрабатывалась на основе пособия Мамаева В.В., Карпова С.И. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольника 6-7 лет», «Развитие речи и познавательных способностей дошкольника 5-6 лет».

Специалисты детского сада – логопед, музыкальные руководители, инструкторы ФК и ФКб работают в единстве, то есть занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планом распределения тем на учебный год. Учитывая данные обстоятельства, возникла необходимость создания коррекционно-развивающей программы, позволяющей осуществлять комплексное развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и речи.

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на детей 5-7 лет, имеющих общее нарушение речи и недостаточное развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления). При проведении занятий учитывался принцип многозадачности -  на одном занятии упражнения, игры и этюды направлены на решение сразу несколько задач.

Программа насыщена общеразвивающим материалом: задания подобраны на развитие речи, восприятия (слухового и зрительного), внимания (способности к концентрации, распределению и переключению), памяти (оперативной и рабочей), мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстракции).

 Разделы программы и формы организации деятельности

 Программа состоит из двух частей. Первая часть предусмотрена для детей старших групп (первый год), а вторая – для детей подготовительных групп (второй год). Таким образом, программа включает 31 тематический блок (на каждый блок – 2 занятия, каждое занятие состоит из 5-7 упражнений). Каждое занятие содержит блоки: развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально – волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребёнка, тонкой моторики, координации движений.

В отдельных темах на занятиях используются мультимедийные презентации для закрепления материала, введения нового материала. В данной программе проводятся занятия на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). В занятия включены 1-2 задания с использованием мультимедиа презентаций «Что лишнее», «Запомни последовательность», «Запомни фигуры»), что позволяет активизировать познавательную деятельность, поддерживать интерес в течение всего занятия. Тематика презентаций разнообразна, поэтому они универсальны в использовании. Таким образом, компьютерные технологии не заменяют общения с детьми, а органично встраиваются в занятия, позволяя решать поставленные задачи. Список медиапрезентаций по темам предполагается расширять.

   

Длительность каждого занятия – 25-30 минут. Занятия проводятся в подгруппах по 4- 5 человек, с октября по апрель, периодичность занятий один раз в неделю.

Программа состоит из лексических тем, включающих 62 занятия (31 занятие в старшей группе и 31 – в подготовительной).

Программа состоит из лексических тем, включающих 62 занятия (31 занятие в старшей группе и 31 – в подготовительной).

 Контроль оценки эффективности реализуемой программы проходит в три этапа:

 1 этап. Первичная диагностика.

Цель: определить уровень развития психических процессов,  сильные стороны развития ребенка, его актуальные возможности.

Метод: тесты, беседа.

Организация: Психологическая диагностика проводится в начале учебного года. По результатам диагностики составляется психологический портрет ребенка с точки зрения развития познавательных способностей.

Результат: Полученные данные заносятся в карту индивидуального сопровождения, даются рекомендации для педагогов, проводятся индивидуальные консультации с родителями и педагогами.

 2 этап. Текущая диагностика.

Цель: определить динамику  по итогам проводимой работы с целью возможной корректировки программы.

Метод: тесты, беседа.

Организация: Психологическая диагностика проводится в декабре, январе. На основе результатов диагностики составляется психологический портрет ребенка с точки зрения развития познавательных способностей.

Результат: по необходимости  вносят  коррективы в игры и упражнения.

 3 этап. Итоговая диагностика.

Цель: определить уровень развития познавательных процессов, общей психологической готовности к обучению в школе

Метод: тесты, беседа.

Организация: Психологическая диагностика проводится в мае. На основе результатов диагностики составляется психологический портрет ребенка с точки зрения развития познавательных способностей.

Результат: составляют сводную таблицу по уровням развития познавательных способностей и общей психологической готовности к школе. Принимается решение о завершении процесса развивающей работы или об оказании ребенку дополнительной индивидуальной помощи, рекомендации родителям и педагогам.

 В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику и характер развития познавательных способностей используется беседы с воспитателями, а также:

1. Оценка сформированности мыслительных функций по методикам: «Четвёртый лишний», «Последовательность событий» (с 6 лет);

2. Исследование уровня слуховой и зрительной памяти с помощью методик «10 слов», «Узнавание фигур»;

3. Исследование уровня развития внимания с помощью методики «Корректурная проба»;

4. Определение уровня произвольной регуляции, умения ориентироваться на образец «Домик».

                                    

          В 2011-2012 году разработала авторское дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития детей раннего возраста "Поиграй со мной!".

  

   Образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация»

    Цель разработки пособия: стимулирование познавательной, исследовательской активности, способствовать развитию восприятия, внимания, творческих способностей, эмоционально-волевой сферы, речи (пополнение активного и пассивного словаря, формирование фразовой речи). В процессе игры с пособием ребёнок учиться сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов по их признакам – качеству материала, цвету, форме, величине. Действуя с предметами он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившейся предмет из определённого кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.

    Данное сенсорно-моторное пособие имеет для детей эффект новой игрушки, любопытство заставляет ребёнка манипулировать с деталями книжки, переходя от одной мягкой странички к другой.

 Описание методики создания пособия для сенсорно-моторного развития:

    Для изготовления пособия использовались хлопчатобумажная ткань, кусочки липучей ленты разного цвета, шнурки, наклейки, кусочки линолеума, войлок, бусы, пуговицы разных размеров, кружева, тесьма, кусочки кожи.

 Отдельно на хлопчатобумажном куске ткани, размером А4 (будущая страница книги) создавался сюжет. На швейной машине пришивались отдельные детали сюжета, некоторые детали сшивались отдельно и крепились с помощью заранее пришитой липкой ленты на страничку книжки. Когда все страницы книги были готовы, они сшивались попарно, между страниц прокладывался жёсткий полиэтилен с тонким поролоном (для плотности страниц, чтобы держали форму). Затем сшитые попарно страницы скрепляются по середине в единую книжку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Принципы создания пособия:

 Привлекательность для детей;

 Доступность;

 Многофункциональность;

 Стимулирование познавательной активности детей;

 Соответствие гигиеническим требованиям.

 Содержание пособия для сенсорно-моторного развития «Поиграй со мной!»

 Сенсорно-моторная книжка «Поиграй со мной» полна сюрпризов и секретов. Расстегнув кнопочки на крыше домика и окошках, можно обнаружить яркие картинки. На разноцветной полянке с цветами можно снимать головки цветочков, снимая их с пуговок. На «весёлом» ботинке и цветных кольцах можно расшнуровывать и завязывать разноцветные шнурки.

 С восторгом и увлечением малыши исследуют пособие с помощью новых открытий. Расстегнув замок-молнию на кузове разноцветной машины малыши могут достать оттуда яркие «воздушные» шарики, отстегнуть колёса, а открыв окошечко у кабины увидеть там пассажира – лисичку. Есть в пособии и морская страничка: кораблик с алыми парусами, на котором плывут котята-матросы. Они крутят штурвал, забрасывают невод, бросают якорь и даже могут спасти утопающих, бросив им спасательный круг, а внизу плавают яркие рыбки.

 На одной из страниц пособия малыши могут поиграть с войлочным ёжиком, на спине которого собран урожай фруктов и грибов.

 Даже заплаканный малыш, скучающий по маме, увидев на последней страничке ярко-жёлтого цыплёнка успокаивается и начинает улыбаться, а птичка, раздвинув крылышки отвечает ему тем же.

 Игровые приёмы работы с сенсорно-моторной книжкой:

 «Угадай на ощупь»

 Прикрепите на ёжика разные предметы. Это могут быть овощи, фрукты, грибы. Предложите детям их обследовать, потрогать. Объясните, что у всех предметов разная поверхность (гладкая, шершавая, мягкая). Выберите предмет с самой мягкой поверхностью.

  «Что в кузове?»

 Предложите ребёнку открыть замочек на кузове и вытащить красивые яркие шарики, открыть окошко, поменять колёса. После этого вместе с ребёнком сочините историю, где главным героем будет водитель машины – лисёнок.

 «Собери цветочки»

 Приготовьте съёмные цветы. Цветы могут быть самыми разнообразными. Предложите детям снять цветочки со стеблей, поменять их местами – жёлтые, красные, оранжевые, голубые.

 «Собери пирамидку»

 Предложите малышу потрогать детали пирамидки, обратите внимание на их поверхность, размер (большой и маленький). Предложите малышу обследовать и открепить их, а затем вместе с малышом прикрепите кольца пирамидки по размеру: в начале – большие, затем маленькие.

                                                                                                               

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»