Персональный сайт Загарских Дарьи Александровны

педагога-психолога

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №84"

 

??????????? ???? ?????? ??????

       Игра для ребёнка-дошкольника это жизнь, естественный процесс, без которого невозможно полноценное развитие личности. В игре ребёнок учится дружить, проигрывает ситуации из жизни, сочиняет сказки,  придумывает интересные истории. Рисуя, ребёнок  имеет возможность выразить свои фантазии на бумаге, у него развивается воображение мелкая моторика. Сейчас в магазинах достаточно разнообразных игрушек -  умеющих разговаривать, повторяющих слова и предложения, поющих песенки, но эти игрушки носят недостаточно развивающий характер. В то же время дети любят мастерить игры сами, помогая маме. Успех и достоинство развивающих игр, изготовленных "своими руками" в том, что они не трубуют дорогостоящих материалов, их можно сделать из того, что всегда "под руками". А дети очень любят играть в такие игры.

     На сегодняшний день в интернете можно найти много игр, развивающих фантазию и воображение, сделанных своими руками.  На мой взгляд, удобнее, если подборка таких игр будет собрана в одном месте. Поэтому, готовя статью об авторском дидактическом пособии, изготовленного мной для детей раннего возраста (о нём можно прочитать здесь, и здесь) нашла много игр, развивающих мелкую моторику, фантазию и воображение. Из опыта могу сказать, что детям очень нравятся игры с прищепками, где на какого-нибудь сказочного героя нужно крепить разноцветные прищепки. В игре развивается мелкая моторика и речь.

    Все игры взяты из открытых источников в интернете, ссылки представляю.

 

I. Игрушки-самоделки из бросового материала «Шнуровка» Источник

 Рекомендуется для детей младшего дошкольного возраста. Развивает мелкую моторику пальцев рук и координацию движений.


«Солнышко»
 Мой маленький дружочек,
Возьми-ка ты шнурочек.
Видишь желтый круг?
Сделай лучики вокруг.
Солнце улыбается –
Ребятишкам нравится!

 

 

Основание панно вырезано из крышки пластикового ведра. Вырезаем кружок из емкости желтого цвета (предварительно весь материал из пластика тщательно моется) и прикрепляем леской к основанию. Карандашом рисуем лучики. Нагретым острым предметом или шилом делаем отверстие в нужных местах. Чтобы дырочки получались ровными, прокручиваем их с помощью ножниц.

 

«Дождик»
 Процесс работы аналогичный.
 Стежок за стежком –
Голубеньким шнурком.
Вот и дождичек полил,
А ребят не намочил.

  

Дождик

 

«Машина»
 Способ изготовления аналогичный поделкам.
 Что же делать? Вот вопрос.
У машины нет колес!
Их приделаем легко
И поедем далеко!

 

Машина

 

 

 

«Яблоня»
 На яблоне румяные
Яблоки висят.
Пусть и несъедобные –
Но радость для ребят!

 

Яблоня

 

 

«Отгадай на ощупь геометрическую фигуру»

Описание:
 На цветной картон пришиваются пуговицы в форме геометрических фигур.
 Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
 Возраст детей: 3-7 лет.
 Цели и задачи: Развивать мелкую моторику рук.

 

 Отгадай на ощупь  

  

  Учить узнавать и называть геометрические фигуры: 2 младшая и средняя группы– круг, квадрат, треугольник; старшая и подготовительная к школе группы – круг, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник
 Варианты заданий:
Отгадай на ощупь и назови.
Отгадай на ощупь и найди пару.
Отгадай на ощупь, назови геометрическую фигуру и предмет такой же формы.
 Применение:
 как часть занятия;
 во время индивидуальной работы с детьми;
 во время самостоятельной деятельности детей;
задание для досуга.

 

«Отгадай на ощупь цифру»

 Описание:
 На цветной картон пришиваются пуговицы в форме цифры от 1 до 20.
 Для каждой карточки шьется чехол, в который легко вставить и вытащить карточку. Чехол должен быть не прозрачный.
 Возраст детей: 5-7 лет.
 Цели и задачи:
Развивать мелкую моторику рук.

 

Угадай цифру на ощупь


  Учить узнавать и называть цифры: старшая группа – в пределах 10, подготовительная к школе группа – в пределах 20.
 Варианты заданий:
Отгадай на ощупь и назови.
Отгадай на ощупь и найди пару.
Отгадай на ощупь, выполни столько действий, сколько обозначает данная цифра.
 Применение:
 как часть занятия
 во время индивидуальной работы с детьми
 во время самостоятельной деятельности детей
задание для досуга.

 

«Шарики»

 

Цель игры:
Развитие умения узнавать и называть цвета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и  4 ленты аналогичных цветов к ним.

Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

 

Шарики

 

Красный, желтый, голубой,
Шар выбирай себе любой.
Чтобы шарик удержать
Нужно ленту привязать,
Мы в руки ленточки возьмем
И шар по цвету им найдем.

 

Игры  для развития мелкой моторики 

                                               (Источник)

    Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
   Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
   Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:


 1. Скручивание лент.

 

 

 

 2. Игры с прищепками.

 

Игры с прищепками

 

3. Откручивание и закручивание крышек.

 

Откручивание крышек

 

 

Игры с пуговицами

 


     В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческое воображение.         
     Совместная  игра  детей  и  родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так  как именно в  дошкольном  возрасте  у взрослого есть уникальная  возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем  человеком, к  которому,  став  взрослым (особенно  в  подростковом возрасте), ребенок  сможет обратиться  за  поддержкой.

     Не затягивайте игру. Когда вы замечаете, что интерес и внимание малыша начинает угасать, скажите ему, что сегодня он просто молодец и уберите пуговицы. Таким образом, ребенку игра не надоест и  с ней не будут связаны только позитивные эмоции.


1. Пуговичная копилка


Вам потребуются: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, в зависимости от того, какие задачи вы поставите: будь то закрепление представления о размере, цвете или обучение счету).
На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!
Необычное нанизывание
Вам потребуются: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.
Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

 

2. Картинки из пуговиц

 

Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

Фигуры из пуговиц

 

3. «С пальца на палец»


 Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.


 4.«Пуговичный футбол»


 Для этой игры понадобится 7 пуговиц.
 Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра.
 Оставшиеся три пуговицы - это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других.
 По воротам игроки бьют по очереди.


5. В рассыпную


 На ковер или стол выкладывают нечетное количество пуговиц. Чем больше игроков, тем больше пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.
 По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы.
 Тот, кто соберет пуговиц больше всех - победил.


6. Еще дальше

 Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу.
 Тот, кто упадет на пол - выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех - выиграл.


7. Больше-меньше


 Для этой игры чем больше пуговиц будет, тем лучше. Главное, чтобы все они были разного размера и среди них одна сама большая и самая маленькая.

 Ведущий говорит:
 - ищем самую большую пуговицу, - и высыпает все пуговицы из коробки на стол.
 Игроки сидят вокруг стола и, не мешая друг другу, ищут пуговицу. Тот, кто нашел, кладет ее рядом с собой.
 Ведущий собирает все пуговицы в коробку и дает следующее задание:
 - ищем самую маленькую пуговицу
 И так далее. Задания могут быть примерно такими:
 - ищем пуговицу в тремя дырочками
 - ищем треугольную пуговицу
 - ищем самую большую красную пуговицу
 Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).
 Игра продолжается, пока не надоест. В итоге смотрят, кто набрал больше всего выигрышных пуговиц. Тот и победитель.

 

8. Пирамида
 Чтобы выиграть в этой игре нужно быть очень аккуратным. Задача игроков - построить пирамиду из пуговиц.
 Первый игрок кладет в центр стола большую пуговицу, второй игрок поверх первой кладет пуговицу поменьше и так далее. Чем выше пирамидка, тем сложнее выкладывать пуговицы. Пирамидка начинает шататься и от любого неосторожного движения может рухнуть.
 Тот игрок, который разрушит пирамидку, проиграл.

 

9. Ловкачи
 Все игроки выстраиваются на одной линии. Каждому выдают по одной пуговице. Игроки вытягивают левую ногу вперед и делают носочек «утюжком», таким образом, чтобы можно было положить на него пуговицу. По команде ведущего все игроки начинают скакать на правой ноге вперед. Нужно доскакать до финиша (условленной черты) не уронив пуговицу.


10. Шнуровка

Каждому игроку выдается нитка (около 40 см) и по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. Задача каждого игрока - нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.
 Ведущий хлопает в ладоши и игра начинается. Побеждает тот, кто первым выполнил задание

 

 11. "Запомни и повтори"
 Эта игра поможет развить внимание, память.
 Для нее необходимы две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых). Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.

 

Запомни и повтори

 

12. "Подбери дереву листья"
 Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

 

дерево с листьями из пуговиц

 

Благодарю  педагога-психолога МБДОУ ДС №151 г. Челябинска Решетову Алёну Валерьевну  за предоставленные материалы. Источник 

 

 

 

 

                                                                                                                                              

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»